Концепция научно-исследовательского семинара
магистерской программы
«Биомедицинская инженерия»
Введение:
Магистерская программа «Биомедицинская инженерия» по направлению подготовки магистров 201000.68 «Биотехнические системы и технологии» предусматривает обязательное участие магистров в научно-исследовательском семинаре (НИС) на первом и втором году обучения.
Данный документ определяет цели и задачи проведения НИС «Биомедицинская инженерия», порядок организации, руководство и формы его проведения, описывает формы отчётности по семинару. Приведённая ниже концепция НИС для данной магистерской программы в рамках МИЭМ НИУ ВШЭ предлагается впервые.
Цель и задачи семинара:
Основной целью НИС является развитие у магистров профессиональных компетенций и навыков самостоятельной исследовательской работы в области информационных технологий, компьютерных методов и устройств, в структуру которых включены любые живые системы и которые связаны с контролем, управлением и поддержанием оптимальных условий их жизнедеятельности.
Основные задачи, стоящие перед магистрантами научно-исследовательского семинара:
- Проведение анализа проблематики современных информационных технологий, компьютерных методов и технических систем биомедицинской инженерии;
- Выбор направления и темы исследования;
- Проведение информационно-аналитического и патентного поиска по теме исследования в современных источниках научно-технической информации;
- Постановка задач на компьютерное моделирование и выбор требуемого специализированного программного обеспечения;
- Проведение компьютерных экспериментов по выбранной теме исследований;
- Получение систематических навыков научно-исследовательской работы в группах, ведения научной дискуссии, подготовки научных докладов, публикаций и патентов, презентации результатов исследований.
Порядок организации семинара
НИС «Биомедицинская инженерия» организуется кафедрой «Радиоэлектроника и телекоммуникации» факультета электроники и телекоммуникаций МИЭМ НИУ ВШЭ для магистров, обучающихся по направлению подготовки 201000 «Биотехнические системы и технологии».
НИС проводится в течение 2-4 модулей первого года обучения и 1-3 модулей второго года обучения. На протяжении всего периода НИС включает еженедельные аудиторные занятия в объеме 4 академических часа по утвержденному расписанию и самостоятельную работу магистров. Соотношение часов аудиторных занятий и часов самостоятельной подготовки магистров в рамках НИС составляет 1:2. Данная пропорция обусловлена тем, что НИС требует значительной доли самостоятельной работы магистров.
Работа в научно-исследовательском семинаре является для магистров обязательной. При этом они вправе посещать другие научно-исследовательские семинары МИЭМ НИУ ВШЭ на добровольной основе без обязательств по сдаче зачетов.
Формы работы на семинаре
Работа НИС формируется на пересечении двух циклов деятельности:
- цикл подготовки магистерской диссертации,
- цикл организационных форм научно-исследовательского семинара.
Научно-исследовательский семинар ориентирован на подготовку магистерской диссертации. Промежуточной формой контроля ее подготовки является выполнение курсовой работы в ходе первого года обучения. Последняя рассматривается как важный этап в процессе подготовки итоговой магистерской диссертации и, как правило, представляет собой ее часть.
Цикл подготовки магистерской диссертации является основным; цикл организационных форм научно-исследовательского семинара является способом организации публичного обсуждения каждого этапа единого исследовательского цикла. Структура организационных форм НИС построена на основе двухфазного принципа, предполагающего чередование:
- фазы вложений, где главными выступающими являются преподаватели и приглашенные ими практики;
- фазы отдачи, где главными выступающими являются магистры.
Порядок организации семинара
Общая схема организации НИС представлена в таблице 1. Реализация отдельных форм может выходить за временные рамки соответствующих модулей, однако приоритет в каждом модуле отдается именно указанным формам.
Таблица 1. Циклы подготовки курсовой работы, магистерской диссертации и формы научно-исследовательского семинара
I год обучения | Модули | |||||
II | III | IV | ||||
Подготовка курсовой работы | Обзор и анализ российских и зарубежных источников в области информационных технологий и компьютерных методов в биомедицинской инженерии. Выбор темы исследования. | Обсуждение структуры курсовой работы. Разработка плана курсовой работы. Подготовка аналитического обзора информационных источников в рамках выполнения курсовой работы. | Выполнение и публичная защита курсовой работы перед комиссией. | |||
Формы НИС | Лекции и мастер-классы преподавателей МИЭМ НИУ ВШЭ и сотрудников организаций, занятых в области биомедицинской инженерии, аспирантов и выпускников. | |||||
Выступление магистров по результатам обзора и анализа российских и зарубежных периодических изданий в области информационных технологий и компьютерных методов в биомедицинской инженерии. | Выступления магистров по результатам предварительных исследований и выбора темы курсовой работы. | Выступления магистров по промежуточным результатам проведенных исследований и ходе написания курсовых работ. Публичная защита магистрами результатов проведенных исследований в рамках написания курсовых работ. | ||||
II год обучения | Модули | |||||
I | II | III |
| |||
Подготовка магистерской диссертации | Выбор темы и разработка плана магистерской диссертации. Выполнение магистерского исследования. | Выполнение магистерского исследования. | Выполнение магистерского исследования. Подготовка текста магистерской диссертации. |
| ||
Формы НИС | Лекции и мастер-классы преподавателей МИЭМ НИУ ВШЭ и сотрудников организаций, занятых в области биомедицинской инженерии, аспирантов и выпускников. |
| ||||
Выступления магистров по результатам проведенных исследований. |
| |||||
Обсуждение планов магистерских диссертаций. Обсуждение программы исследований магистерской диссертации. | Семинары по написанию и оформлению научно-исследовательских работ с участием преподавателей и аспирантов. | Проведение предзащит магистерских диссертаций. |
| |||
НИС начинается во втором модуле первого года обучения с лекций и мастер-классов, проводимых преподавателями МИЭМ НИУ ВШЭ и сотрудниками организаций, проводящими исследования в области биомедицинской инженерии, аспирантами и выпускниками отделения. Преподаватели и сотрудники делятся с магистрами опытом своей собственной исследовательской работы, знакомят их с процедурами организации исследовательских проектов и полученными результатами, формулируют возможную тематику курсовых работ и магистерских диссертаций. Акцент делается на актуальных областях исследований в области информационных технологий и компьютерных методов в биомедицинской инженерии. Эта форма призвана помочь магистрам выбрать тему курсовой работы, нацеленную на будущую магистерскую диссертацию, и сформировать первоначальный план этой работы в третьем модуле. В конце второго модуля магистр выбирает тему исследования.
В ходе третьего модуля первого года обучения после утверждения плана курсовой работы магистры приступают к написанию курсовой работы. Исследование включает в обязательном порядке аналитический обзор имеющихся российских и зарубежных источников информации. Если к концу третьего модуля магистр не имеет сформулированной темы и утверждённого плана курсовой работы, и не выбрал научного руководителя, то в этом случае магистр обязан сделать это в течение первых двух недель четвёртого модуля, а также представить проект курсовой работы, чтобы быть допущенным к дальнейшему участию в семинаре.
В течение четвертого модуля первого года обучения магистры завершают написание курсовой работы, оформляют ее в целом и готовят презентации для публичной защиты перед комиссией. В этот период семинар работает в режиме консультаций, основная цель которого – помочь магистрам доработать первоначальный текст работы и привести его к окончательному виду. В ходе двух итоговых заседаний семинара проводится защита курсовых работ.
В первом модуле второго года обучения продолжаются лекции и мастер-классы, к которым добавляются выступления магистров по результатам текущих исследований. Обсуждаются темы магистерских диссертаций, рассматриваются требования к ней, выбираются научные руководители диссертаций, разрабатываются её развернутые планы. В конце модуля проводится обсуждение представляемых магистрами развернутых планов диссертационной работы. Если к концу модуля магистр не представил развернутого плана диссертации, то он обязан это сделать в течение двух недель во втором модуле.
В ходе второго модуля второго года обучения происходит формулирование целей и задач исследования, подготовка программы исследований, определение требований к результатам исследований, формирование структуры магистерской диссертации. Текущие результаты исследований обсуждаются в форме презентации на научно-исследовательском семинаре. Основной задачей работы магистра в течение второго модуля является работа над диссертацией, основную часть которой составляют аналитический обзор, сбор данных и написание содержательной части диссертации. В это время преподавателями проводятся занятия и консультации по темам исследований.
В третьем модуле второго года обучения магистры завершают работу над магистерской диссертацией и готовят презентацию для ее предзащиты. Предзащита диссертации проводится на семинаре с участием преподавателей МИЭМ НИУ ВШЭ и представителей потенциальных работодателей.
Отчетность магистров по семинару
В качестве рубежного контроля предусматривается зачет по итогам первого и второго годов обучения. Задолженность по научно-исследовательскому семинару приравнивается к обычной академической задолженности.
Зачет выставляется по итогам работы магистра на семинаре с учетом полученных результатов исследования, их степени новизны, аналитической обоснованности. Учитывается посещаемость семинара и активность участия в дискуссиях.
За первый год обучения магистр обязан представить следующие материалы:
- тему магистерской диссертации (второй модуль);
- развернутый план курсовой работы в электронном и бумажном виде (третий модуль);
- аналитический обзор имеющихся источников информации по теме курсовой работы в электронном и бумажном виде (третий модуль);
- курсовую работу до 30 страниц в электронном и бумажном виде и презентацию (7-10 слайдов) в электронном виде для получения итоговой оценки (четвёртый модуль).
Представленные материалы должны являться результатом самостоятельной научно-исследовательской работы магистров, которую они ведут под руководством своих научных руководителей. На их основе магистры готовят презентации, с которыми выступают в ходе заседаний семинара. Трудоёмкость НИС 3 модуля первого года обучения составляет 10 зачётных единиц трудоёмкости (ЗЕТ). Курсовая работа оценивается в 6 ЗЕТ.
За второй год обучения магистр обязан представить следующие материалы:
- тему и план магистерской диссертации в электронном и бумажном виде (первый модуль);
- программу исследований в электронном и бумажном виде (второй модуль);
- презентацию результатов исследований и предварительный текст магистерской диссертации для прохождения предзащиты в электронном и бумажном виде (третий модуль).
Трудоёмкость НИС за 3 модуля второго года обучения составляет 10 ЗЕТ.
Магистерская диссертация оценивается отдельно от НИС и обладает трудоемкостью в 24 ЗЕТ.
Руководство НИС
Кафедрой назначается руководитель научно-исследовательского семинара из числа ведущих профессоров. Руководитель осуществляет общую координацию деятельности кафедры по организации и проведению НИС. Руководитель формирует и возглавляет Совет НИС из числа ведущих преподавателей кафедры. Совет НИС разрабатывает программу НИС, утверждает состав приглашаемых преподавателей и практиков, контролирует содержательное наполнение данного семинара и утверждает итоговые оценки магистрам за работу на семинаре по представлению руководителя семинара.
Общая ответственность за проведение семинара возлагается на профессора кафедры «Радиоэлектроника и телекоммуникации» д.т.н., профессора Елизарова А.А.